О компании
Услуги
Консультации on-line
Контакты
ул. Большая Морская, 52
тел. 312-97-38, 570-49-32

Вопрос:

Расскажите, пожалуйста, о создании резерва сомнительных долгов некоммерческими организациями

Ответ:

Сначала разберемся с нормативной базой, что само по себе не просто.

  1. П.70 Положения «о бухучете» (34н)

    70. Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н) Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н) Абзац утратил силу. — Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
  2. П.77 Положения «о бухучете» (34н)

    77. Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации. (в ред. Приказа Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н) Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
  3. П.3 ПБУ 21/2008

    Оценочным значением является величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др. Изменение способа оценки активов и обязательств не является изменением оценочного значения. Если какое-то изменение в данных бухгалтерского учета не поддается однозначной классификации в качестве изменения учетной политики или изменения оценочного значения, то для целей бухгалтерской отчетности оно признается изменением оценочного значения.
  4. П.4 ПБУ 21/2008

    Изменение оценочного значения, за исключением изменения, указанного в пункте 5 настоящего Положения, подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно): периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода; периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.
  5. П.5 ПБУ 21/2008

    Изменение оценочного значения, непосредственно влияющее на величину капитала организации, подлежит признанию путем корректировки соответствующих статей капитала в бухгалтерской отчетности за период, в котором произошло изменение.
  6. П.35 ПБУ 4/99

    35. Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто — оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
  7. П.3 ст.1 закона «О бухучете»

    3. Основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

И сделаем выводы:

  1. Создание резерва сомнительных долгов обязательно
  2. Некоммерческие организации не освобождены от создания резерва
  3. Оценка сомнительности каждого долга производится организацией самостоятельно (основные принципы: оценка платежеспособности должника и вероятности погашения долга)
  4. Величина резерва по каждому долгу определяется самостоятельно (обосновано, соблюдая принцип максимально достоверного отражения долга в отчетности)
  5. Безнадежные долги некоммерческой организации относятся не на финансовые результаты, но на увеличение расходов
  6. Общий принцип достоверности предполагает, списание долгов на расходы той учетной категории, по которой сформированы доходы, образовавшие сомнительный или безнадежный долг (т.е. на уменьшение той категории доходов, которые будучи учтенными «по начислению» фактически не будут получены или сомнительны к получению)
  7. Поскольку впоследствии безнадежный долг, по которому начислен резерв, списывается за счет этого резерва, резерв должен начисляться за счет того же источника на который списывался бы долг если бы резерв не начислялся (т.е. предварительное резервирование не должно влиять на конечный результат)
  8. Таким образом, сомнительные долги некоммерческой организации в связи с начисленным целевым финансированием относятся на расходы за счет этого финансирования